С
какого возраста мы способны вспомнить себя, и почему именно с него —
этот вопрос интересовал, наверное, каждого. Неудивительно, что ответ на
него искали многие ученые. Среди них — невролог Зигмунд Фрейд и психолог
Герман Эббингауз. Была своя теория памяти и у физика Роберта Вуда. Но
именно Фрейд ввел термин «детская/младенческая амнезия».
Обычно отдельные
воспоминания о детстве начинаются примерно с трех лет, а более
развернутые — с шести-семи. Правда, бывают исключения: иногда дети
рассказывают о событиях, которые происходили с ними, когда им не было и
полутора лет. Но в этом случае трудно понять, помнит ребенок это сам или
ему «помогли» рассказы взрослых.
Так, Лев Толстой в повести «Моя
жизнь» писал, что помнит себя с 10-дневного возраста, с крестин: «Вот
первые мои воспоминания. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не
могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но
я не могу остановиться». Роберт Вуд считал, что детскую память о
событии можно закрепить при помощи добавочных ассоциаций. Чтобы
исключить влияние рассказов взрослых на воспоминания ребенка, он
поставил следующий опыт.
В
течение недели ежедневно ставил в камин статуэтку собачки и клал ей на
голову кусочек пушечного пороха. Держа на коленях свою полуторагодовалую
внучку Элизабет, Вуд поджигал порох, и тот ярко вспыхивал. При этом
физик говорил: «Это фази-вази». Когда внучке было около пяти, она
однажды сказала: «Фази-вази». На вопрос Вуда, что это значит, ответила:
«Вы ставили собачку в камин и клали ей на голову огонь». Впрочем,
детские воспоминания ненадежны.
Психолог Элизабет Лофтес
подтвердила это экспериментом: сочинила правдоподобную историю о
переживании, которое привлеченные ею к опыту добровольцы якобы испытали в
детстве, потерявшись в супермаркете. А для убедительности сослалась на
рассказы родителей. Разумеется, ничего подобного родители не говорили. В
итоге 30 % участников эксперимента признали историю истинной, а
некоторые даже подробно ее «вспомнили».
Л.Н. Толстой в детские
годы и во взрослом возрасте Получается, если человек принял выдумку,
впоследствии он просто дополняет чужой рассказ личными внутренними
образами и перестает отличать от реальных воспоминаний.Поэтому изучать память детей намного сложнее, чем взрослых. Фрейд считал, что воспоминания «стираются», чтобы вытеснить первые переживания ребенка. Травмой могут быть как ранние моменты, связанные с познанием своего тела, так и случайно подсмотренный родительский секс. Ученые выдвигают и другие версии. Второе объяснение более материалистическое: у ребенка не развит в достаточной степени отдел мозга, отвечающий за запись воспоминаний, — гиппокамп.
Полностью он формируется к семи годам и продолжает развиваться в юности, именно поэтому детство и отрочество — идеальный период для обучения. А у младенцев, увы, нет толкового инструмента для записи событий — нет и самой записи. Объяснение третье: во всем виноваты растущие нервные клетки. Мы привыкли говорить, что «нервные клетки не восстанавливаются».
Но
раннее детство как раз время интенсивного развития клеток головного
мозга и формирования новых структур из них. Правда, в ходе этого
развития часть прежних структур становится ненужной. Активно
накапливаются свежие воспоминания — и столь же активно «стираются»
старые, чтобы не перегружать информацией пока неокрепший детский мозг.
Все логично: зачем хранить то, что, с точки зрения растущего организма,
более никогда не понадобится? Впрочем, существует гипотеза, что ранние
воспоминания где-то хранятся, но доступа к ним мы не имеем.
Объяснение четвертое:
способность помнить связана у детей с развитием речи. Ребенок запоминает
только то, что сам может выразить словами; нет слов — нет воспоминаний.
Дети, которые поздно научились говорить, воспроизводят меньше событий,
чем их более разговорчивые сверстники. Наконец, еще одно объяснение: во
всем виноваты родители, а нижняя граница детской памяти определяется
особенностями окружения.
Доказано,
что в разных странах средний возраст, в котором человек начинает
помнить себя, отличается примерно на два года. Если в культуре страны
принято интересоваться воспоминаниями ребенка и беседовать с ним,
рассказывать семейные предания, истории, он помнит себя в более младшем
возрасте. Если же детские воспоминания никого не интересуют, ребенок
будет помнить о себе намного позже. Отсюда вывод: если заниматься с
малышом, его память будет иметь больший объем.
Рекомендуем для пробуждения РОДовой памяти:
Курс индивидуальных целительных консультаций-сеансовСлавянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»
Комментариев нет:
Отправить комментарий