Русский
крестьянин, особенно в его историческом ареале - Нечерноземье - до ХХ
века всегда испытывал нужду. Его стол - лучшее тому доказательство.
Основой питания крестьян был ржаной хлеб.
Недостаток времени позволял заготовить сена только на одну лошадь, одну корову и несколько овец. Малое число домашних животных приводило к дефициту навоза - основному удобрению того времени. Мало навоза - низкий урожай. Этот "заколдованный круг" большинству русских крестьян не удавалось разорвать до начала ХХ века.
Добровольные фальсификации: "голодный хлеб"
В голодные годы в крестьянстве широко употреблялись разного рода фальсификации хлеба в виде самых различных, а порою даже страшных, на наш взгляд, добавок к ржаной муке. Среди наиболее доброкачественных, так сказать, безобидных для здоровья добавок была трава-сорняк лебеда. Использование её известно по разным источникам. А.Т.Болотов, в частности, указывал, что в Тульской губ. в голодные годы "семянами оной целые уезды прокормились". Он же сообщал, что в Нижегородской губ. при неурожаях хлеба многим (крестьянам) "заменяют недостаток онаго (то есть хлеба) семена травы лебеды". В литературе XVIII в. лебеда обрела печальную славу "второго хлеба". Из семян лебеды делали муку и "мешая оную с некоторым количеством муки, пекут хлебы".
В жестокие голодные годы в ряде районов России не бывало и лебеды. Например, в Архангельской губернии, когда не хватало муки, толкли сосновую кору, траву вахку. В соседней Олонецкой губ. дефицит хлеба был практически постоянным: "Чистой хлеб во всех, окромя Каргопольского уезда, употребляют поселяне, исключая богатых, — по март и апрель месяц. А с того времени до нового хлеба (то есть полгода) мешают с ржаною и ячменною мукою сосновую кору, в муку истолченную, которую снявши с дерева, сушат летом на солнце и, очистя верхний черный слой, толкут и месят тесто, прибавя несколько ржаной и ячменной муки".
В конце века начинается активная пропаганда нового весьма добротного "заменителя хлеба" в голодные годы — картофеля. Его рекомендовали класть варёным и очищенным прямо в замес теста, чтобы оно (тесто) стало очень густым. Далее, как обычно, тесто месят и пекут хлебы. Такой хлеб, как знали уже в XVIII веке, "белее обычного ржаного, не скоро черствеет, столь же сытен, к тому же может дать экономию до половины объёма ржаной муки". Но знакомство русского крестьянства с картофелем растянулось на многие и многие десятилетия.
Славянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»
Из-за
недостатка времени у женщин, его пекли раз в неделю. Хлеб часто был
низкого качества - сырой или, наоборот, перепечённый, что приводило к
желудочным болезням. Муки на прокорм семьи часто не хватало, и тогда
пекли эрзац-хлеб - с сосновой корой или лебедой. Кроме хлеба,
ассортимент стола был невысок: листовая капуста, репа, рыба и грибы.
Одним
из главных ограничителей благосостояния русских крестьян был короткий
тёплый сезон. За 130-140 дней в году крестьянин должен был успеть
подготовить почву к посеву зерна, провести сенокос, убрать урожай. При
наличии 1-2 работников в семье качественно обработать пашню можно было
на площади всего 2,5 га, некачественно - на 3,5 га. Впрочем, и с той, и с
другой площади собирали урожай всего сам-3-4, обычно это было около
60-70 пудов ржи, ячменя и овса. Из расчёта 12 пудов зерна на человека,
урожая как раз еле-еле хватало на среднюю семью того времени в 6
человек. Овсом приходилось подкармливать лошадь в период трудных полевых
работ.Недостаток времени позволял заготовить сена только на одну лошадь, одну корову и несколько овец. Малое число домашних животных приводило к дефициту навоза - основному удобрению того времени. Мало навоза - низкий урожай. Этот "заколдованный круг" большинству русских крестьян не удавалось разорвать до начала ХХ века.
Всё
это отражалось на рационе русских крестьян: в целом они питались
однообразно и часто - некачественно. Хлеб, серая (листовая капуста),
репа, грибы и рыба. На них приходилось 80-90% рациона. В свою очередь на
ржаной хлеб - до 60% калорий. Но и этот хлеб был далёк по качеству и
вкусу от того, каким мы знаем ржаной хлеб сегодня. О том, каким был
русский хлеб в средние века, пишет историк Леонид Милов в книге
"Великорусский пахарь" (пожалуй, лучшее экономико-историческое
исследование средневекового крестьянства в России).
Т Технология замеса и выпечки хлеба
Культура
выпечки ржаного хлеба складывалась веками, и к XVIII столетию она в
идеальном виде представляла собой следующее. Хлеб в русской печи пекли
отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было
иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб "тяжёл" и
вреден для желудка. От каждой выпечки обычно оставлялся ком теста — так
называемый "заквас". Этот заквас хранился густо обвалянным в муке в
тёмном месте. Срок хранения — до двух недель. Заквас замешивается из
ржаной муки на воде. Для быстрого закисания иногда подбавляли квасной
гущи. Вместо закваса для опарных хлебов брали пивные дрожжи, замешивали
их мукой и квасили в тёплом месте.
Итак,
заквас кладут в квашню, где засыпана уже мука и приготовлена посредине
ямка: для кома закваса. Потом на заквас льют горячую воду столь высокой
температуры, чтоб "терпела рука". Тесто тщательно растирают, используя
лишь треть находящейся в квашне муки. Получив "несколько крутое тесто",
его сгребают в середину и накрывают толстым холстом, засыпают сверху
мукой и накрывают крышкой. В зимнее время дополнительно накрывают шубой и
ставят квашню возле печи. Все эти операции крестьянка делает с вечера,
оставляя накрытую квашню до утра.
Утром идет замес собственно
теста: сгребают прочь муку, снимают холстину и льют опять-таки горячую
воду ("чтоб терпела рука") в середину закваса. Тщательно размешивают, не
оставляя комков и комочков. Потом "намесивают" остальную муку, отложив
лишь часть муки для обваливания самих хлебов. При этом следят, чтобы не
пережидить раствор и не загустить его излишней мукой. Затем тесто
накрывают скатертью (зимой её сначала нагревают) и сверху чем-нибудь
теплым и оставляют на полтора часа.
Готовое тесто проверяют,
хорошо ли оно взошло (опускают кулак в тесто до дна и быстро вынимают:
тесто должно само собой "заровняться"). Далее, когда протапливается
печь, валяют из теста хлебы и покрывают их сукном. Чтобы не испортить
форму хлебов, кладут между хлебами поленца. Часть теста оставляют на
будущий "заквас".
Потом из жарко
натопленной печи выгребают угли, оставляя небольшую кучку у устья печи,
выметают под печи дочиста и закрывают ненадолго заслонкой, "чтоб
поуходился" жар, и ставят хлебы в печь (крупные хлебы к самому заду и по
боковым стенам, а мелкие — в середину). Пекутся хлебы: около трех часов
— ситные, около четырех часов — решётные (ситные хлебы — из муки,
провеянной через сито, а решётные — через решето). Когда хлеб испечён —
проверяют каждую штуку, постучав пальцем в нижнюю корку: хлеб должен
"звонить". Вынув хлебы, необходимо ставить их ребром, "штоб отошли и
отмякли остывая". Не рекомендовалось ставить готовые горячие хлебы в
"спертое место". Остывший хлеб хранился, как правило, в прохладном месте
(например, в специальной кадке погреба, чтобы не плесневел).
О Отклонения от нормы
Конечно,
от этого идеального процесса хлебопечения в жизни часто были различного
рода отклонения. Например, если крестьянка сделает "заквас" слишком
холодным, то в итоге хлеб получается комками. Наоборот, если "заквас"
слишком горяч, то хлеб выходит слишком жёстким, твердым. Когда у
нерасторопной хозяйки перекиснет тесто, хлеб получается щелистым, форма
его расплывается (в желудке от него резкие боли). Если крестьянка
истопит печь слишком жарко — хлеб сверху перегорит, а внутри останется
непропечённым, "грубым". Наоборот, в слабо истопленной печи — хлеб не
печётся, а лишь сохнет, "теряет силу", а внутри становится клейким.
Когда хозяйка впопыхах, едва замесив тесто, быстро валяет хлебы и сует
их в печь ("чтоб поскорее отделаться"), то корка хлеба вздувается
кверху, а мякиш его становится крепким и пресным (в желудке он лежит,
"как свинец").
В реальной жизни нередко бывали случаи, когда
капризы природы в лице непогодных, ненастных дней в период жатвы
приводили к тому, что зерно прорастало, портилось либо, наоборот, не
дозревало. Мука в итоге из него получалась клейкая и "солоделая", а
тесто "расплывается, плохо всходит". Поэтому хлеб не выпекается и по
сути просто вреден для здоровья.
Чтобы
не отравиться таким хлебом и не нажить серьёзных болезней, народный
опыт выработал целую систему способов обезвреживания муки из такого
зерна. Зерно такого сорта кроме овинной сушки в снопах надо ещё раз
тщательно сушить в печах небольшими партиями. Муку из этого зерна не
набивают плотно в кадки колотушками, как это делают с обычной мукой, а
хранят её "порохово", то есть во взбитом, рыхлом, пушистом виде. Перед
замесом квашни муку снова сушат в печи. При замесе меньше, чем обычно,
льют горячей воды. И побольше добавляют квасной гущи или просто больше
берут старой закваски (то есть кислого теста). Больше обычного кладут и
соли: на четверик муки (ок. 13 кг) — по 4 горсти соли. Замес должен
сильнее закиснуть, поэтому его укутывают теплее обычного. Во взошедшее
тесто добавляют больше обычного муки, делая очень крутое тесто, и при
вымешивании его "не жалеют рук".
И
снова оставляют тесто, дабы оно хорошенько поднялось. Хлебы формуют
небольшой величины и "тонковатые". Главное же — из такой муки пекут
очень небольшое количество хлебов, так как они очень быстро плесневеют.
Иногда в воду для замеса добавляют чистой просеянной золы (опускают в
воду мешочек с золой).
Г Грязный и вредный хлеб
Хлеб
из проросшей или зеленоватой ржи — не единственный хлеб, вредный для
здоровья. Нередко зерно ржи невозможно одним веянием отделить от
спорыньи. Мука со спорыньей бывает синеватая, тёмная, "дурно" пахнет.
Тесто из неё также расплывается, а хлеб разваливается. Но на Руси,
видимо, из-за острой нехватки времени, спорынью оставляли в муке, то
есть её "из ржаных зерен не выкидывают, мелют вместе". В южных районах
России при помоле пшеницы также оставляют и головню, что тоже далеко не
безвредно.
Наконец, в зерно южных степных районов часто и много
попадало просто черноземной пыли. "В степных местах, — пишет Друковцев, —
где земля чёрная, белой муки нет, для того что чорная пыль, облипнув
круг зерна, вместе в молотье приходит. От того вкус в печеном тесте
дурен и горек бывает". К тому же тока, на которых молотили хлеб, были
большей частью земляные, и здесь зерно дополнительно покрывалось
плотным, прочным слоем черной пыли, которую не всегда можно было даже
отмыть. Таким образом, и от этого пшеничная мука крестьян часто была
темноватого цвета, и всё это попадало в хлеб.Добровольные фальсификации: "голодный хлеб"
В голодные годы в крестьянстве широко употреблялись разного рода фальсификации хлеба в виде самых различных, а порою даже страшных, на наш взгляд, добавок к ржаной муке. Среди наиболее доброкачественных, так сказать, безобидных для здоровья добавок была трава-сорняк лебеда. Использование её известно по разным источникам. А.Т.Болотов, в частности, указывал, что в Тульской губ. в голодные годы "семянами оной целые уезды прокормились". Он же сообщал, что в Нижегородской губ. при неурожаях хлеба многим (крестьянам) "заменяют недостаток онаго (то есть хлеба) семена травы лебеды". В литературе XVIII в. лебеда обрела печальную славу "второго хлеба". Из семян лебеды делали муку и "мешая оную с некоторым количеством муки, пекут хлебы".
В жестокие голодные годы в ряде районов России не бывало и лебеды. Например, в Архангельской губернии, когда не хватало муки, толкли сосновую кору, траву вахку. В соседней Олонецкой губ. дефицит хлеба был практически постоянным: "Чистой хлеб во всех, окромя Каргопольского уезда, употребляют поселяне, исключая богатых, — по март и апрель месяц. А с того времени до нового хлеба (то есть полгода) мешают с ржаною и ячменною мукою сосновую кору, в муку истолченную, которую снявши с дерева, сушат летом на солнце и, очистя верхний черный слой, толкут и месят тесто, прибавя несколько ржаной и ячменной муки".
Так
же как и в Архангельской губ., здесь "во многих погостах Повенецкой
округи пекут весною лепешки из корня травы, называемой вехки, которую
мешают с хлебной мукою. Трава сия родится на берегах больших ручьев и
вырастает в вышину до трех четвертей аршина (ок. 54 см). Листье имеет
похожее на берёзовые. По наступлении весны поселяне вырывают её корень,
сушат оной и толкут в муку. Вкус сих лепешек, хотя и горек, но жители,
приобыкнув по нужде к употреблению их в пищи, ядят без отвращения и
большого вреда".
Последствия принятия такой
пищи, употребляемой в России более или менее регулярно, однозначны:
"крестьяне бывают малосильны и к работе неспособны".
В Центральной
России были популярны и такие добавления в ржаную муку, как пырейник
(корни его надо было мыть, сушить в тени, крошить, сушить вторично в
печи, молоть и добавлять в ржаную муку — на три четверика ржи один
четверик корней пырейника). Добавляли также и корни репейника (вымыть,
скрошить, высушить на солнце, истолочь и добавлять в замес квашни).
Иногда добавляли конопляные или льняные жмыхи и т.д.В конце века начинается активная пропаганда нового весьма добротного "заменителя хлеба" в голодные годы — картофеля. Его рекомендовали класть варёным и очищенным прямо в замес теста, чтобы оно (тесто) стало очень густым. Далее, как обычно, тесто месят и пекут хлебы. Такой хлеб, как знали уже в XVIII веке, "белее обычного ржаного, не скоро черствеет, столь же сытен, к тому же может дать экономию до половины объёма ржаной муки". Но знакомство русского крестьянства с картофелем растянулось на многие и многие десятилетия.
Употребление в
пищу настоящего ржаного хлеба — существенный показатель крестьянского
благосостояния. Когда современники хотели подчеркнуть это благополучие,
они писали: "пища их состоит в чистом ржаном хлебе".
Рекомендуем для пробуждения РОДовой памяти:
Курс индивидуальных целительных консультаций-сеансовСлавянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»
Комментариев нет:
Отправить комментарий