Деревенский
дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20
века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях
в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни
десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и
приумножалось богатство России.
Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол
(символизирует подземный мир, землю предков)
Славянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»
Естественно,
что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом
для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома,
построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех
поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.
На
бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может
существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его
внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и
т.д.
Третий ярус - крыша, фронтон (символизирует небо, небесный свод)
Второй ярус - часть сруба ниже фронтона (часть дома, где живут люди, символизирует мир людей)Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол
(символизирует подземный мир, землю предков)
Каждый ярус украшался по определённым правилам.
Над торцовыми стенами дома возводили треугольные фронтоны.
На них укладывали слеги - горизонтально расположенные брёвна, идущие вдоль боковых стен.
Концы слег закрывала причелина - специальная доска ( от древнерусского "чело" - лоб ).
Крышу покрывали тёсом. Тёс ( тесины ) - обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном - охлупнем. Охлупень - конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.
На них укладывали слеги - горизонтально расположенные брёвна, идущие вдоль боковых стен.
Концы слег закрывала причелина - специальная доска ( от древнерусского "чело" - лоб ).
Крышу покрывали тёсом. Тёс ( тесины ) - обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном - охлупнем. Охлупень - конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.
Крыша, как небесный свод
В
оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в
золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах
оформления дома.
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.
Причелины
украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки
считали, что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше
солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на
землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли
картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное
выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в
два-три ряда отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки –
символизировали капли воды.
Конек
и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в
зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее
заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу.
Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо
Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с
символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат,
прочерченные вдоль и поперек ).
Окна - глаза дома
Окна
– это глаза дома. Их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни
говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир
домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна
- это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый
хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло,
безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты
- окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только
закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали
дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные
птицы, гривастые львы-собаки... Все они олицетворяли небесную сферу,
водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько
декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор.
Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли.
Все
эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей
сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они
же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки
сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и
суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные
элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их
смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать
магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они
так к себе манят...
Рекомендуем для пробуждения РОДовой памяти:
Курс индивидуальных целительных консультаций-сеансовСлавянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»
Комментариев нет:
Отправить комментарий