Фёдор Абрамович Блинов — русский изобретатель-самоучка конца XIX столетия, сделавший прорыв в области тяжелой рабочей техники. Блинов является изобретателем первого в мире гусеничного трактора и самого гусеничного движителя, без коего невозможно было бы создание танка, первый прототип которого — Вездеход Пороховщикова — также был создан русскими.
Родился Фёдор
Абрамович Блинов в 1827 году в селе Никольское Вольского уезда
Саратовской губернии в семье крепостных крестьян. Фёдор был первым
членом семьи, получившим «вольную», что позволило ему войти в число
вольнонаемных рабочих и оказать домочадцам существенную денежную
поддержку. Однако работа, выбранная Фёдором, оказалась не самой «чистой»
и легкой: сначала он пошел в бурлаки, а затем кочегаром и помощником
машиниста на пароходе. Обе этих специальности сыграли огромную роль в
становлении изобретательского таланта Блинова.
Труд бурлака,
помимо своей монотонности, являлся еще и крайне тяжелым, изматывающим.
Многое зависело и от природных условий: ширины береговой линии, скорости
течения, наличия попутного или встречного ветра. Кроме того,
немаловажным условием была и степень проходимости берега: по болотному
или сухому песчаному берегу передвигаться даже без груза было намного
тяжелее, нежели по утоптанному глиняному или земляному участку пути.
И тогда Фёдор Блинов начал разработку универсального и полезного для бурлацкого дела устройства.
Фёдор Абрамович Блинов
Впервые
гениальная мысль использовать гусеницу в качестве движителя для повозки
и таким образом во много раз уменьшить удельное давление на грунт,
пришла Блинову в 1878 году. Уже в 1879 году он построил платформу на
двух гусеницах. Эта повозка демонстрировалась в городе Вольске при
огромном стечении народа. Описание этого события имеется в саратовской
губернской тазете. В 1879 году Блинов получил «привилегию» (патент) на
сконструированный им «вагон особого устройства с бесконечными рельсами
для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» — механизм,
являющийся первым действующим аналогом современного гусеничного
трактора.Вагон имел 4 опорных колеса и 4 ведущих звездочки — наиболее важных узла машины. В движение агрегат приводился конной тягой и на момент создания представлял собой гусеничный прицеп.
Изобретение
быстро стало известным и популярным среди широких масс. Так, газета
«Саратовский листок» сообщала в январе 1881 года: «Вольск, 23 января...
Позвольте поделиться с вами нашими .новостями и интересами последних
дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г.
Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное
экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал
на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами,
груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа),
запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз
по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная
слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».
Подлинный чертеж парового трактора Фёдора Блинова,
приложенный к его патентной заявке: 1 — направляющее колесо; 2 —
опорные катки; 3— ведущее колесо; 4— гусеница; 5 — звенья гусеницы; 6—
паровой котел; 7 — манометр; 8 — свисток; 9 — паровая машина; 10 —
первая пара шестерен; 11 — вторая пара шестерен; 12 — рычаг управления;
13 — сиденье машиниста; 14 — будка управления.
Уже через 4 года
после создания опытного образца и первого его полевого испытания Блинов
наладил собственное машиностроительное предприятие, производящее, помимо
своего первого изобретения, различные приборы, полезные не только в
сельскохозяйственном деле, но и в любой другой промышленной отрасли.В 1881 году Блинов приступил к разработке «самохода» на гусеничном ходу, который приобрел окончательный вид лишь семь лет спустя. Устройство было сконструировано по типу вагона с установленной на нем паровой машиной мощностью 12 лошадиных сил. Машина могла развивать скорость в три версты в час.
Именно «самоход» в итоге и обессмертил имя Блинова в веках: он принял участие в русской промышленной выставке в 1896 году — на Нижегородской ярмарке, где «самоход» был представлен в работе.
Как это часто случалось в дореволюционное время, нашелся один предприимчивый немецкий фабрикант, предложивший Блинову продать свое изобретение. Блинов отказался. По свидетельству дочери изобретателя Устиньи Федоровны, он ответил так: «Я—русский мужик, и думал, и делал для своей родины. А русские мужики не продаются».
Дело Фёдора Блинова продолжил его ученик, Яков Мамин, став первым изобретателем, использовавшим в своих разработках тракторные дизель-моторы.
Сын Блинова, Порфирий Фёдорович, благодаря помощи своего отца смог открыть «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов П. Ф. Блинова», где продолжал дело отца. Фабрика стала градообразующей для села Никольское: по данным 1900 года количество работников на фабрике достигло 150 человек — рекордное количество рабочих для небольшого учреждения.
Великий изобретатель дожил до 70 лет. Он скончался от паралича 24 июня 1902 года, его похоронили рядом с заводом.
После
смерти Блинова в 1902 году совершенствованием трактора занялся его
ученик Яков Мамин, построивший в 1903 году первый бескомпрессорный
двигатель с воспламенением от сжатия. Спустя семь лет на базе этого
двигателя он создал транспортный образец и в 1910 году впервые установил
его на своем «русском тракторе». Ещё двенадцатилетним пацаном ученик
Блинова Яшка Мамин выпиливал шарниры для гусеничных звеньев, потом
участвовал в обработке «пальцев», скреплявших одно звено с другим, еще
позже помогал в литейной формовать и отливать ведущие колеса-зубчатки и
опорные колеса-катки. Первым советским заводом, начавшим выпуск
тракторов, был Балаковский, а его техническим руководителем Яков
Васильевич Мамин. Первые советские тракторы были заново сконструированы
Маминым и названы «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие
в мире тракторы, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте.
Вместо 1 200—1 500 деталей в «Карлике» было только около 300 деталей. В
начале 1918 года Ленин вызвал Мамина в Москву, пригласил в Кремль и
вскоре дал задание закупить за границей на 100 тысяч рублей золотом
совершенных станков для нового завода тракторов и двигателей в городе
Марксе Саратовской области. Мамин выполнил задание и завод «Возрождение»
под егоруководством начал выпуск пяти «Карликов» в день и такого же
количества двигателей «Русский дизель».
Рекомендуем для пробуждения РОДовой памяти:
Курс индивидуальных целительных консультаций-сеансовСлавянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»
Комментариев нет:
Отправить комментарий