Даже сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывали трупы, для того, чтобы их обгладывали птицы.
В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.
Религия древних иранцев
называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди
иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в
самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.
Предками
древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В
середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили
территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств:
ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и
дэвам, тесно связанным с природой.
Зороастрийцы
имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не
кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких
башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к
поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны.
Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются
«нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они
отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как
только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация
рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые
Зороастрийцы должны защищать.
Это вероучение о защите
чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили
Зороастризм как «первая экологическая религия мира».
В
Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как
дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом,
но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в
начале 9 века.
После
того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от
солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда
добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь
процесс занимал почти год.
Старинный
обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были
признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах.
Такая традиция до сих пор практикуется в Индии людями парси, которые
составляют большинство зороастрийского населения в мире. Стремительная
урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал
и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди
общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от
органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за
отсутствия грифов и стервятников.
Численность
стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно
снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало
приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство,
пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время
крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются
их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность
стервятников еще не восстановилась.
В
связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии
установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания
трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают
других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары,
создаваемой концентраторами в течение дня.Они также не работают в
пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов
для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно
разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.Некоторые башни
молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов,
оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за
запаха.
Само
название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи,
переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.
Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.
В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.
Непременным
заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя
осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и
воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять
трупы.
Дахма
представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает
бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей
внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на
ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на
третьем – детей. После того как стервятники обгладывали трупы,
оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения
скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их
остатки дождевая вода уносила в море.
В ритуале могли принимать участие только специальные лица – «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.
Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.
Позднее
Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды
захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и
хоронить в траншеях.
Археологами были найдены
оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные
насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из
легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе
(современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и
захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые
письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.
Существует
одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно
появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные
жители из соседних поселений.
Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.
Трупы
не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух.
Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная
посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой
крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи.
Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на
подступах к дахме многих начинало тошнить.
Неожиданно расследование
было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую
кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий
из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.
Все,
кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и
помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения
заражения.
У пациентов начались
лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью
Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что
никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о
дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали
нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов,
сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного
захоронения.
Когда
позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы,
то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью
была пуста.
Обряд, связанный со смертью
и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку,
умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение,
достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может
находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не
прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не
высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В
помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь —
символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего
виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.
У
постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя
культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой
готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он
наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть
собака — символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если
собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего,
родственникам объявляли о смерти их близкого.
Где бы ни умер парс, там он
и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными
до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один
для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил
(что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет:
нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился
прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в
мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют
за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед
погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо
перед башней.
Затем
нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на
отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали
догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы,
растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле
или под деревьями.
Друзьям
и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От
зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных
стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей
очередной «добычей» в 20-30 минут.
В настоящее время этот
обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской
религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что
полностью предотвращает соприкосновение с землей.
В
Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке
использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате.
Самой огромной исполнилось более 250 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий