Поиск по этому блогу

суббота, 13 апреля 2019 г.

Кем был Тутанхамон и какие сокровища хранил в потайной гробнице

Тутанхамон - фараон Древнего Египта из XVIII династии, правивший приблизительно в 1333- 1323 годах до н. э. В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Говарду Картеру, археологу, открывшему его гробницу, принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
Из-за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу, и поэтому Тутанхамон был похоронен в скромном склепе, вход в который со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, сооружавших поблизости гробницу для фараона XX династии Рамсеса VI (ум. 1137 до н. э.). Именно благодаря этому обстоятельству последнее пристанище Тутанхамона оказалось забыто и, несмотря на двукратное вторжение древних мародёров, гробница предстала перед глазами археологов практически совершенно нетронутой, когда в 1922 году его обнаружила британская экспедиция во главе с Говардом Картером и лордом Корнарвоном - богатейшим английским аристократом, финансировавшим раскопки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора. Восемнадцатилетний фараон был похоронен с фантастической роскошью, хотя современные учёные сходятся во мнении, что по древнеегипетским понятиям гробница Тутанхамона была скромной, даже бедной, захоронение проводилось в спешке и чуть ли не с небрежностью.
Когда была найдена и вскрыта погребальная камера, в ней находился большой обитый пластинами из золота и украшенный синей мозаикой огромный футляр (ковчег), занимающий практически всю усыпальницу. На одной из его сторон были установлены закрытые на засов створчатые двери без печати. За ними находился ещё один ковчег, поменьше, без мозаики, но с печатью Тутанхамона. Над ним нависал прикреплённый к деревянным карнизам расшитый блёстками покров из льняной ткани (к сожалению, время его не пощадило: он стал бурым и во многих местах порвался из-за находящихся на нём позолоченных бронзовых маргариток).
Для продолжения работ ученым предстояло разнять и извлечь из усыпальницы тяжелые позолоченные ковчеги. Как выяснилось в дальнейшем, их было четыре последовательно установленных один внутри другого. На изготовление ковчегов пошли дубовые доски до 5,5 см толщиной. Дерево покрывала грунтовка с нанесенной на нее позолотой. Наружные стороны ковчегов украшали рельефные изображения богов и всевозможных символов, а сопровождавшие их столбцы иероглифических текстов содержали отрывки из некоторых глав «Книги мертвых». Каждый из ковчегов имел символическое значение. Внутренний, четвертый, олицетворял дворец фараона, третий и второй — дворцы Южного и Северного Египта, а первый с его двойной выгнутой крышкой — горизонт. К слову сказать, погребальные печати на дверях всех ковчегов, к великой радости ученых, оказались нетронутыми.
Когда разобрали последний, четвертый ковчег, перед египтологами оказалась крышка огромного саркофага из жёлтого кварцита, длина которого превышала 2,5 метра, а гранитная крышка весила более тонны. При этом выяснились некоторые любопытные обстоятельства: удалось установить, как собирали ковчеги древнеегипетские мастера. Они, по-видимому, внесли вначале части первого ковчега и расставили их вдоль стен в той последовательности, какая им требовалась для сборки; затем соответственно — части второго, третьего и четвертого. Естественно, что вначале собрали внутренний, четвертый ковчег. Стремясь облегчить работу, древние плотники и столяры аккуратно перенумеровали детали и отметили ориентировку. Но в темноте и в спешке — а ее следы видны во всем — рабочие перепутали ориентировку боковых стенок по отношению к сторонам света. Поэтому двери ковчегов обращены не на запад — как того требует ритуал, — где, по представлениям египтян, находилась обитель мертвых, а на восток. К порученному заданию они отнеслись не очень добросовестно: молотком или каким-то другим инструментом повреждена при сборке позолота, кое-где даже отбиты детали, осталась неубранной стружка.
Открыв саркофаг, учёные обнаружили огромный позолоченный рельефный портрет Тутанхамона, который на деле оказался крышкой двухметрового гроба, повторяющей контуры мужской фигуры. Вскрытие первого антропоидного гроба состоялось лишь во время четвертого сезона, который продолжался с октября 1924 г. по май 1925-го. Крышка гроба была скреплена с нижней его частью десятью серебряными шипами. С каждой ее стороны были сделаны для удобства по две серебряные ручки. Когда с трудом извлекли шипы и крышку, подвязанную за ручки медленно и равномерно подняли, показался, покрытый тонкой пеленой, второй антропоидный гроб — также деревянный и позолоченный. Оба гроба так точно и плотно прилегали один к другому, что разнять их оказалось чрезвычайно трудно.
Под крышкой второго гроба оказался третий, изображавший умершего фараона в облике Осириса, а лицу постарались придать портретное сходство с Тутанхамоном. До уровня шеи гроб скрывал полотняный, красноватого цвета покров. Когда его сняли, оказалось, что весь гроб (длиной 1,85 м) сделан из массивного золота. Он весил 110,4 кг. Но и этот гроб извлечь стоило больших усилий. При погребении на него вылили смолистые благовония в таком количестве, что, застыв, они намертво склеили его со вторым гробом. После того как ее наконец удалось приподнять, показалась тщательно обернутая, подобно гигантскому кокону, погребальными пеленами мумия фараона с сияющей золотой маской, одним из величайших творений египетских художников. Она выкована из чистого золота и весит 9 кг. Полотняный покров вдоль тела перекрывали ленты, состоящие из золотых пластинок, скрепленных связками бус. Вдоль боков мумии, от плеч до ног, прикрепленные к поперечным перевязям, тянулись такие же ленты, украшенные магическими эмблемами, уреями и картушами фараона. К сожалению, совершенно истлели нити, крепившие золотые кисти рук и украшения к покрову, а также скипетр и плеть, которые рассыпались в прах при первом прикосновении.
На мумию и на золотой гроб при захоронении с излишней щедростью вылили по меньшей мере четыре ведра темных смолистых благовоний. В результате она и нижние части второго и третьего гробов склеились в единую темную массу.
Обследование мумии ее началось 11 ноября 1925 г. Окисляясь, смолистые вещества обуглили полотняные покровы. Они стали хрупкими и рассыпались при каждой попытке отделить их друг от друга. Благовония повредили не только внешние слои повязок. Проникнув вглубь, они в буквальном смысле слова скрепили мумию с дном гроба. В конце концов их пришлось отбивать с помощью долота целыми кусками. Действовать надо было с большой осторожностью, так как пострадали от благовоний не только повязки и бинты, но и останки фараона. Кроме того, на мумии между слоями покровов находилось множество различных предметов украшений, амулетов и всевозможных магических символов: всего сто сорок три.
Голову Тутанхамона, скрытую несколькими слоями повязок, обхватывала диадема — золотой обруч, украшенный кружками из сердолика. В центре каждого помещена золотая шишечка, а сзади к ней прикреплены золотые ленты и бант, а спереди — головы змеи и коршуна. Под следующим слоем повязок лоб обвивала широкая свисающая до ушей лента из полированного золота. На затылке находились те же эмблемы — коршун и кобра, составленные из золотых пластинок. Еще один слой повязок скрывал род шапочки, надетой на выбритую голову фараона. Так как голова царя также обуглилась, то наложеные на нее покровы удалялись с необыкновенной осторожностью. После снятия остатков последнего из них открылось лицо Тутанхамона. На шее фараона располагались ожерелья-воротники двух типов и двадцать амулетов в шесть слоев. Руки фараона запеленали отдельно, а затем согнутыми в локтях прибинтовали к туловищу, вложив в бинты два небольших браслета-амулета со священными символами. От предплечий до запястий на обе руки были надеты браслеты: семь — на правую и шесть — на левую.
На ногах (на бедрах и между ними), в пеленах, лежали семь плоских колец и четыре ожерелья, выполненных в столь излюбленной в Египте технике перегородчатой эмали. Обули Тутанхамона для последнего пути в золотые сандалии. Их узор воспроизводил сплетенный тростник. Пальцы ног, подобно пальцам рук, были заключены в золотые футляры с изображенными на них ногтями и первыми суставами.

Рекомендуем для пробуждения РОДовой памяти:

Курс индивидуальных целительных консультаций-сеансов
Славянская школа «Золотой Вихрь»
Славянская школа «Жива»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О методах информационной войны

Вся советская история в ее нынешней официальной интерпретации базируется не на фактах, а на трактовках.