Город Теотиуакан существовал неподалеку от нынешней мексиканской столицы Мехико со II века до нашей эры по VII столетие нашей эры. В отличие от других современных ему городов Центральной Америки с довольно хаотичным расположением построек, в Теотиуакане они были сосредоточены вдоль четырехкилометровой центральной магистрали шириной 400 метров, вымощенной огромными каменными плитами.
Некоторые
ученые вообще не считают Теотиуакан городом в общепринятом понимании
этого слова. Ряд открытий, сделанных в ходе раскопок, показывает, что
весь архитектурный ансамбль, созданный по единому, детально
проработанному проекту, по своему назначению был, скорее, близок к
древнеегипетскому комплексу пирамид и культовых сооружений в Гизе, а
также имел еще какое-то, до сих пор не разгаданное назначение.
Д Дорога мертвых
Пирамида Солнца
Центральную
магистраль города ученые почему-то назвали Дорогой мертвых (El Camino
de los Muertos), хотя никаких предпосылок для этого у них вроде бы не
было. Дорога ориентирована с юга на север и на всем протяжении
поднимается в этом направлении вверх под углом 30, так что если стоять у
ее начала, на южном конце, то кажется, что она ведет прямо на небо.
Начинается Дорога мертвых от комплекса построек под общим названием
Цитадель (Ciudadela). А чуть дальше, продолжая комплекс с восточной
стороны, высится гигантская пятиярусная пирамида Солнца. Ее высота
составляет 64 метра, размеры основания − 222×225 метров. На
противоположном, северном конце Дороги находится 42-метровая пирамида
Луны. По мнению археологов, обе эти пирамиды были воздвигнуты не позже
конца I тысячелетия до нашей эры.
По
обеим сторонам Дороги мертвых на всем ее протяжении на мощных каменных
платформах-фундаментах стоят многочисленные ступенчатые пирамиды меньших
размеров. Среди построек Цитадели, расположенных на квадратном участке
земли площадью 16 гектаров, выделяется своими внушительными размерами
32-метровая пирамида храма верховного бога Кецалькоатля – Пернатого
Змея. Здание богато украшено элементами скульптурного декора, главным
образом изображениями покрытых перьями змей и демонических существ с
огромными глазами.
К Каменная модель Солнечной системы
«Великая богиня Теотиуакана» (настенная роспись)
Один
из исследователей Теотиуакана, американский археолог и историк Хью
Харлестон-младший, в середине ХХ века установил, что при проектировании и
строительстве города использовались две «стандартные» единицы длины.
Одна составляла 57 метров, другая, под названием «хунаб» («единица» на
языке майя) – 1,6 метра.
Дальнейшие
исследования привели Харлестона к удивительным открытиям. После
воспроизведения планировки города и ее компьютерной обработки оказалось,
что девять его главных сооружений расположены по отношению к пирамиде
Солнца на расстояниях, пропорциональных расстоянию от нашего светила до
всех известных нам девяти планет Солнечной системы. Это открытие
подтвердило догадку о том, что Теотиуакан являлся культовым и «научным»
комплексом, воспроизводящим размещением своих строений модель Солнечной
системы.
Здесь уместно напомнить,
что о первых шести планетах люди знали еще в древности, а вот о
существовании Урана им стало известно лишь в 1781 году, Нептуна – в
1846-м, а Плутона – только в 1930-м.
Так кто же более 2000 лет тому назад создал в городе модель нашего «ближнего космоса» с полным набором планет?
Однако
на этом удивительные открытия в руинах Теотиуакана не кончаются. С
1980-х годов внутри некоторых построек Теотиуакана археологи
обнаруживают помещения непонятного назначения. Так, в 1983 году внутри
одного из сооружений комплекса Цитадели, глубоко под землей, нашли
помещение, в потолочном перекрытии которого на протяжении 30 метров слои
каменной кладки чередовались со слоями слюды, а толщина такого
«слоеного пирога» достигала 1,5 метра. Дальнейшие исследования породили
еще одну загадку: слюда в «пироге» оказалась мусковитом – той ее
разновидностью, которая в Центральной Америке не встречается.
В современной
промышленности слюда широко используется как прекрасный электро- и
теплоизоляционный материал, выдерживающий температуру до 800 С. К тому
же слюда обладает неплохой прозрачностью: ведь «в старину» именно через
слюдяные окошечки следили за пламенем в керосинках их хозяйки на кухнях.
Но
кому и для чего понадобились эти свойства слюды 2000 лет тому назад на
территории, где, по современным понятиям, люди пребывали в эпохе
каменного века?
Ч Что увидел и узнал польский журналист
В
1970-х годах в Теотиуакане побывал польский журналист Станислав Хадына.
Там его «гидом» стал мексиканский археолог, профессор Рамирес. Вот как
Хадына описывает свои впечатления от посещения Теотиуакана в книге
«Покорение континента» (Na podbój kontynentu): «… Мы идем вдоль тыльной
стороны Цитадели. Я смотрю на компас, пытаюсь определить, где тут север,
но стрелка мечется по шкале, как безумная. Рамирес показывает
направление на север рукой. Откуда здесь такие мощные магнитные поля? В
конце концов, стрелка успокаивается, но… указывает направление линии,
соединяющей центры храма Кецалькоатля, пирамиды Солнца и горной вершины
Серро-Гордо, то есть вовсе не на север, а с отклонением в 17 от
направления восток-запад. Идем вдоль этой невидимой линии. Но вот
Рамирес сворачивает направо, стрелка компаса послушно поворачивается за
ним и снова останавливается на отметке 17».
Путники удаляются от
строений Цитадели и начинают подниматься по тропинке, вьющейся вдоль
пологого склона Серро-Гордо. Неожиданно Рамирес останавливается,
извиняется и… завязывает Хадыне глаза. Дальше он идет за Рамиресом, как
слепец за поводырем. Проходит минут 15-20, и Хадына чувствует, что они
вошли внутрь какого-то замкнутого пространства. Но вот повязка с глаз
снята. Они в пещере, из нее в разных направлениях уходят три туннеля.
Над входами в туннели светятся – каждый своим цветом – иероглифы,
удивительно похожие на египетские.
− Это иероглифы письменности
тольтеков-майя, – говорит Рамирес. – То, что они очень похожи на
египетские, перестает казаться удивительным, если признать фактом
существование Атлантиды.Путники углубились в один из туннелей, который вскоре привел их в новое подземное помещение, на этот раз явно искусственного происхождения. Здесь стены и потолок сплошь облицованы пластинками слюды, ярко блестевшими в лучах электрических фонариков. Грот Солнца – вот самое подходящее название для этого помещения.
По
словам профессора Рамиреса, некогда вся пирамида Солнца была покрыта
слюдой и в ясные дни ослепительно сверкала в лучах божества, в честь
которого ее воздвигли древние строители. Причем, добавил он, это
покрытие, видимо, имело не только декоративное или ритуальное
назначение. В ватиканских архивах хранится манускрипт отца Педро де лос
Риоса, так называемый Ватиканский кодекс. В нем говорится о великих
пирамидах, которые возводили великаны. Но они пирамиды не достроили,
потому что боги начали метать в великанов молнии. Понятно, что это
легенда. Но если предположить, что пирамиды действительно подвергались
ударам мощных электрических разрядов, то трудно найти более надежную
защиту от них, чем покрытие из пластинок слюды.
П Почему же открытия археологов «засекречены»?
Маска из серпентина
На
этот вопрос польского журналиста профессор Рамирес ответил так:
«Большинство открытий, сделанных на территории комплекса… совершенно не
укладываются в общепринятые представления… о прошлом американского
континента и его обитателей. Но и мы… группа археологов, исследователей и
ученых, причастных к этим открытиям, не можем предложить разумного
объяснения многому из того, что нашли… Именно поэтому мы и не торопимся
объявлять всему миру о наших находках. Ведь большинство ученых,
придерживающихся традиционных… научных взглядов, восприняли бы наши
сообщения весьма скептически, а самые рьяные, чего доброго, обвинили бы в
предвзятости, выдумке, фальсификации и прочих неприглядных поступках.
Мы продолжаем поиски – как
новых артефактов, так и объяснений всем нашим удивительным находкам…
Ведь история археологии знает немало подобных ситуаций. Лежали же
десятилетиями в подвалах музеев непонятные глиняные горшочки с
вмонтированными внутрь железными стержнями и медными цилиндрами,
считавшиеся некими предметами культа. А потом кто-то догадался залить в
них электролит. И культовые горшочки дали электрический ток: оказалось,
что это были гальванические элементы, а изготовили их… около двух тысяч
лет тому назад.
Или вот стилизованные фигурки фантастических
птичек, найденные в начале ХХ века… на территории Южной Америки. Их
посчитали то ли игрушками, то ли культовыми атрибутами и упрятали в
запасники. Прошли годы, десятилетия… [их] извлекли на свет божий,
внимательно рассмотрели. И оказалось, что по очертаниям они удивительно
напоминают… современные сверхзвуковые истребители. Птичек, возраст
которых насчитывал более полутора тысяч лет, продули в аэродинамической
трубе, и они продемонстрировали весьма неплохие летные качества.Возможно, что и на загадки Теотиуакана мы со временем найдем ответ, и он окажется столь же неожиданным.
А
что касается завязывания тебе глаз перед посещением Грота Солнца, то
тут все просто. Ведь ты не делал тайны из своей поездки сюда и
предстоящей встречи со мной. Встреча состоялась, и ты побывал в самых
интересных местах, в том числе в подземных помещениях с туннелями,
которые до тебя посетили лишь несколько человек. Как журналист, ты
обязан написать о том, что увидел. А вот где конкретно ты все это
увидел, рассказать не сможешь "по независящим от тебя причинам”. И тем
самым не дашь возможности ринуться сюда многочисленным искателям
приключений и острых ощущений, нашествия которых уже принесли – и
продолжают приносить – немало вреда археологическим исследованиям на
всех континентах».
Комментариев нет:
Отправить комментарий